Как правильно разговаривать с детьми о деньгах

Как правильно разговаривать с детьми о деньгах

В современных школах учат многому, но почему-то данную тему везде обходят стороной, а зря. Финансовая грамотность – это понимание механизма появления денег и способность эффективно ими распоряжаться, планируя свой бюджет. К сожалению, эта дисциплина бывает не доступна даже взрослым, в противном случае никто не задавал бы вопроса «Куда испарилась моя зарплата?» - чего уж говорить о детях.

В каком возрасте стоит начинать разговаривать с ребенком на финансовые темы? Как научить его правильно распределять карманные средства? Попробуем разобраться.

В каком возрасте нужно знакомить детей с понятием денег

Специалисты советуют плавно начинать погружение ребенка в финансовые вопросы примерно с 5 лет. В этот период жизни родители уже достаточно часто водят его в магазин, т.е. он начинает осознавать способ работы денег – их можно обменять на товары и всяческие «приятности». Можно объяснить ребенку элементарными словами, в чем заключается ценность денег, что это – способ оплаты, а также довести до него важность накоплений. 

Для подкрепления теории перейдите к практике – подарите ребенку интересную копилку, благо сегодня их выбор огромен – на любой вкус и цвет. С началом первого учебного года, по мнению специалистов, начинается новый этап финансовой грамотности ребенка.

Можно раскрыть тему: стоит рассказать об истории происхождения денег, их функциональном назначении на протяжении всего существования человеческого общества и объяснить, какие опасности поджидают его за словом «кредит».

В возрасте семи лет ребенок должен четко представлять, что такое деньги, их назначение, что есть семейный бюджет и из чего он складывается. Неплохо также привить ему понятие о финансовых запасах. Это может быть производная из наглядного примера – копилки. Таковыми должны быть базовые знания ребенка о финансах.

В последствие, если он проявит инициативу относительно изучения данного вопроса, можно копнуть глубже и рассказать ему о налогообложении, разнице кредитных и дебетовых карт, инвестировании. Известны примеры, когда дети, едва окончив начальную школу, интересовались темой паевых инвестиционных фондов.

Как правильно рассказывать о деньгах

Вести разговоры о деньгах нужно обязательно в понятном для ребенка ключе. Можно применять иносказания и метафоры. Например, как объяснить ему, что означает слово «инфляция»? Это – вредный червь, прогрызающий деньги. Таким образом можно донести до ребенка основную идею этого финансового термина: происходит порча денег, обесценивание. Что означает «финансовая подушка безопасности»? Проведите аналогию с подушкой безопасности в автомобиле – это то, что может выручить тебя из большой беды. 

Если эта тема у вас всё же вызывает затруднения, обратитесь к произведениям детской художественной литературы. Изучите совместно сказку про Буратино. Поинтересуйтесь мнением ребенка относительно причины, по которой героя обманули, предложите порассуждать на тему того, как можно избежать подобной ситуации. Кроме того, можно найти множество раскрасок и других печатно-развлекательных материалов на денежную тему.

Важно помнить: чтобы заинтересовать ребенка, необходимо использовать финансовые термины в своей речи. Если в разговорах родителей часто мелькают специальные слова, для ребенка они превращаются в часть естественной среды обитания. Ваши дети задают вопросы, скажем, о дефолте, а вы не знаете, как ответить? В этом нет ничего страшного, так и скажите: вам нужно подумать. Изучите этот вопрос вместе с ними. Попросите их найти в своем смартфоне приложение для ведения расходов – учитесь вместе.

Лучше всего дети воспринимают информацию в игровой форме и на практике. Берите ребенка в финансовое учреждение, объясните принцип действия банкомата. Обсудите с ним, на что ему бы хотелось потратить карманные деньги, спланируйте бюджет вместе. Пробуйте, постарайтесь найти свой подход.

Значимым фактором является процесс финансового самообразования родителей, проходящий бок о бок с образованием ребенка. На сайте Центробанка можно найти информацию о проекте по общественному просвещению относительно банковской системы и рынков. Там же можно найти курс «Детям о деньгах».

Как правильно разговаривать с детьми о деньгах

Карманные расходы и контроль их распределения

Эта тема начинает возникать, как только ребенок идет в школу. Раньше деньги «на булавки» выдавали купюрами и монетами, теперь с приходом века технологий школьники пользуются электронными картами. Они имеют одно неоспоримое преимущество в данном вопросе – родители видят, на что и сколько их ребенок потратил денег. Эта функция учета дает не только возможность контроля за тратами, но и дает повод обсудить с ребенком распределение его личных средств. 

Когда у детей впервые появляются деньги, у них возникает закономерное желание потратить их, причем все сразу, например, на многочисленные лакомства. Подавляющее большинство из них считают, что на место истраченной суммы сразу же придет новая. В этот момент основной задачей родителей является донести до ребенка ценность денег. Необходимо объяснить, откуда они берутся в семье, и как быстро он может их потратить. 

Объясните ребенку, что сумма, предназначенная на неделю, должна быть потрачена в течение недели, а не за один день. В противном случае из-за своей расточительности он рискует остаться без средств. Самое главное – рассказать, что деньги появляются в семье не просто так. Большинство детей искренне полагают, что деньги рождаются прямо в родительском кошельке.

Как правильно рассчитать сумму карманных расходов для ребенка? На первых порах выделяйте ему ровно столько, чтобы хватило на питание в школе и экскурсии. Позже с возрастом ему может захотеться самому приобрести предмет увлечения, например, книгу или аксессуары для хобби. Однако не все семьи имеют возможность «индексации» на постоянной основе – не стоит обещать ему того, чего вы не в силах выполнить – дети помнят обман.

Необходим ли контроль за тратами ребенка? Всецелый и жесткий – никогда. В противном случае он не сможет планировать свои траты. К тому же закономерности психологии никто не отменял: если постоянно насаждать ребенку, что он может, или должен, покупать, а что нет, однажды он начнет протестовать и «втихаря» покупать то, что родители запрещают. Наилучшей тактикой в данном случае будет симбиоз контроля и доверия – это очень важная веха на протяжении всего периода отношений отцов и детей.

 Вы можете договариваться со своим ребенком о сумме, которая будет ему выдаваться на регулярной основе. Обсуждайте траты, анализируйте их эффективность, предложите юному финансисту перечислить альтернативные варианты использования потраченных денег.

Предложите ему игру в достижение целей: пусть накопит к сроку сумму, необходимую для покупки желаемой вещи. Этот опыт поможет ребенку осознать, что деньги способствуют исполнению мечты. Долгосрочная перспектива подобного понимания сыграет важную роль во взрослой жизни. Имея определенную свободу действий, ребенок воспитывает в себе ответственность в принятии самостоятельных решений.

Деньги как мотивация

Большинство специалистов выступают против денежного поощрения ребенка за хорошую учебу или уборку в комнате – всё-таки это его прямые обязанности. Выбирать в качестве наказания лишение карманных денег тоже не стоит. У детей не должна вырабатываться плотная связь между учебой и деньгами. Кроме того, отношения в семье не должны восприниматься через купюры. Вам не нравятся его отметки? Лучше доходчиво объяснить ребенку, чем они грозят.

Не способствует развитию поощрение спортивных и интеллектуальных побед и достижений ребенка денежными суммами. Объясните ему, что важность самого факта участия в таких мероприятиях. Это обеспечивает ему расширение спектра знаний, новые возможности для развития и уважение сверстников.

Если ваш ребенок получил за это деньги законным путем, например, в качестве гранта, призовой суммы или же за съемки в рекламе или кино, не спешите отнимать их – эти деньги принадлежат ему. Однако стоит убедить его не тратить все сразу, а отложить, например, на обучение или долгожданное путешествие. Договоритесь с ребенком «на берегу», как он распорядится этими деньгами.

Разработка уроков финансовой грамотности для школьной программы идет полным ходом, но учителя пока ещё сами не понимают, как структурировать и подать материал. Поэтому не стоит ждать, что школа научит вашего ребенка обращаться с деньгами – займитесь его финансовым образованием самостоятельно.